Автотехническая экспертиза

В рамках судебной автотехнической экспертизы «Исследование обстоятельств ДТП» (специальность 13.1) решаются следующие задачи:

1) определение скорости движения транспортного средства транспортного средства (далее – ТС);

2) определение тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени ТС;

3) определение удаления ТС от места ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;

4) установление технической возможности предотвращения ДТП водителями ТС в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;

5) определение времени преодоления ТС определенных участков пути;

6) установление момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;

7) определение действий водителя в сложившейся дорожно-транспортной си-туации согласно требований правил дорожного движения (далее – ПДД);

8) установление технической возможности у водителя в момент, указанный органом (лицом), назначившим экспертизу, совершить действия, регламентированные ПДД для избежания происшествия;

9) определение причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению ТС и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета.

Судебная автотехническая экспертиза «Исследование технического состояния транспортных средств» (специальность 13.2) включает экспертное исследование технического состояния ТС, их систем, агрегатов, механизмов, узлов и деталей в целях установления их работоспособности, причин и времени возникновения неисправностей, а также возможности их обнаружения.

К задачам, решаемым данным видом экспертизы, относятся следующие:

1) установление технического состояния ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов;

2) установление причин и времени возникновения неисправности, возможности своевременного выявления их лицами, ответственными за техническое состояние ТС;

3) установление причинно-следственных связей между неисправностью и ДТП, а также обстоятельств, способствующих возникновению неисправностей;

Отдельные из приведенных вопросов экспертизы технического состояния ТС можно решить только в комплексе с металловедческой и трасологической экспертизой. К ним относятся разрешение следующих вопросов:

1) Есть ли дефекты в узлах или деталях ТС?;

2) Какова причина и время поломки деталей ТС?;

3) Определение характера неисправности (производственный или эксплуатационный)?

Предметом судебной автотехнической экспертизы по экспертной специальности Минюста России 13.3 «Исследование следов на транспортных средствах и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика)» является исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия.

На разрешения экспертизы ставятся следующие вопросы:

1) Определить расположение автомобилей относительно элементов дороги в момент первоначального контакта?

2) Определить траекторию движения транспортных средств до момента столкновения?

3) Соответствуют ли повреждения транспортного средства обстоятельствам ДТП?

4) Определение угла взаимного расположения ТС в момент первоначального контакта;

5) Какова причина разгерметизации шины колеса транспортного средства?

6) Имеются ли на представленной шине автомобиля повреждения, если да, то когда они образованы – до момента, в момент или после происшествия?

9) Находилось ли ТС в движении или в неподвижном состоянии в момент происшествия?

Предметом судебной автотехнической экспертизы по специальности 13.4 "Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки" являются фактические данные и решаются вопросы:

о марке, модели, модификации колесных транспортных средств (далее по тексту – КТС);

о годе выпуска КТС, типе кузова, других технических показателях КТС;

о комплектности и комплектации КТС согласно нормативно-технической документации его изготовителя и фактической;

о стоимости КТС, в том числе стоимости поврежденных КТС;

о номенклатуре, локализации, характере, объеме повреждений КТС, их составных частей (при необходимости - с установлением причинной связи их возникновения с событием происшествия);

об операциях технологических процессов восстановительного ремонта КТС;

о стоимости ремонтных работ по восстановлению поврежденного КТС и его составных частей, стоимости материалов и запасных частей, используемых при ремонте (стоимость восстановительного ремонта);

о размере УТС вследствие повреждения КТС;

о стоимости составных частей КТС, стоимости годных остатков КТС;

о размере страхового возмещения и соответствии его расчета требованиям законодательства РФ;

об ущербе, причиненном владельцу вследствие повреждения КТС (рас­ сматривается только техническая компонента ущерба, определяемая расчетом материальных, стоимостных значений величин, его составляющих. Окончательное решение о причиненном ущербе принимает суд).

Объектами автотехнической экспертизы по специальности 13.4 являются КТС и его составные части, для чего, как правило, требуется предоставление транспортного средства для исследования (осмотра) в не восстановленном виде, а также документы, свидетельствующие о повреждении КТС, выполненном ремонте, другие материалы, по которым возможно установить связь рассматриваемых фактов с событием происшествия. В частности, к таким документам относятся: регистрационные документы на КТС; заказ-наряд на выполнение ремонтно-восстановительных работ на СТОА; чек или товарная накладная на приобретение составных частей КТС, сервисная книжка; диагностическая карта; фотографии поврежденных КТС, видеоматериалы; акты осмотра КТС; данные изготовителей КТС и их авторизованных ремонтников; справка о ДТП; протоколы; схемы места происшествия; объяснения водителей согласно представленным документам и пpoчее.

Консультацию по данным видам экспертиз можно получить у экспертов:

Исследование обстоятельств ДТП - т. 248-74-19 Васильев В.А. Ерошенко А.И.;

Исследование технического состояния транспортных средств - т. 248-74-03 Скрипников Д.Ю.;

Исследование следов на транспортных средствах и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика) - т. 248-74-35 Тимербаев Э.В.;

Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки - т. 248-74-03 Васильев Л.П., Закарян К.М., Зендель М.Ю.