Автотехническая экспертиза

В рамках судебной автотехнической экспертизы «Исследование обстоя-тельств ДТП» (специальность 13.1) решаются следующие задачи:

1) определение скорости движения транспортного средства транспортного средства (далее – ТС);

2) определение тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени ТС;

3) определение удаления ТС от места ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;

4) установление технической возможности предотвращения ДТП водителями ТС в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;

5) определение времени преодоления ТС определенных участков пути;

6) установление момента возникновения опасности для движения, требующе-го принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;

7) определение действий водителя в сложившейся дорожно-транспортной си-туации согласно требований правил дорожного движения (далее – ПДД);

8) установление технической возможности у водителя в момент, указанный органом (лицом), назначившим экспертизу, совершить действия, регламентированные ПДД для избежания происшествия;

9) определение причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению ТС и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей.

Судебная автотехническая экспертиза «Исследование технического состоя-ния транспортных средств» (специальность 13.2) включает экспертное исследование технического состояния ТС, их систем, агрегатов, механизмов, узлов и деталей в целях установления их работоспособности, причин и времени возникновения неисправностей, а также возможности их обнаружения.

К задачам, решаемым данным видом экспертизы, относятся следующие:

1) установление технического состояния ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов;

2) установление причин и времени возникновения неисправности, возможно-сти своевременного выявления их лицами, ответственными за техническое состоя-ние ТС;

3) установление причинно-следственных связей между неисправностью и ДТП, а также обстоятельств, способствующих возникновению неисправностей;

4) Исследование осветительных приборов:

4.1) Исправна и функциональна ли электролампа в момент столкнове-ния?;

4.2) Какой свет был включен (ближний или дальний) в момент ДТП?;

Отдельные из приведенных вопросов экспертизы технического состояния ТС можно решить только в комплексе с металловедческой и трасологической экспертизой. К ним относятся разрешение следующих вопросов:

1) Какова причина и время поломки деталей ТС?;

2) Определить характер неисправности (производственный или эксплуатационный)?;

3) Есть ли дефекты в данных узлах или деталях ТС?

Предметом судебной автотехнической экспертизы по экспертной специальности Минюста России 13.3 «Исследование следов на транспортных средствах и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика)» является исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия.

На разрешения экспертизы ставятся следующие вопросы:

1) Определить расположение автомобилей относительно элементов дороги в момент первоначального контакта?

2) Определить траекторию движения транспортных средств до момента столкновения?

3) Могли ли быть получены повреждения на автомобиле вследствие его контакта с другим автомобилем?

4) Определение угла взаимного расположения ТС в момент первоначального контакта;

5) Какова причина разгерметизации шины колеса транспортного средства?

6) Имеются ли на представленной шине автомобиля повреждения, если да, то когда они образованы – до момента, в момент или после происшествия?

7) Какова модель шины, оставившей след на месте происшествия?

8) Кто из находившихся в момент дорожно-транспортного происшествия в ТС лиц сидел за рулем данного ТС? (решается совместно с судебно-медицинской экспертизой);

9) Находилось ли ТС в движении или в неподвижном состоянии в момент происшествия?

Предметом судебной автотехнической экспертизы по экспертной специальности Минюста России 13.4 «Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки» является установление фактических данных о техническом состоянии ТС, дате выпуска ТС, принадлежности его к определенной марке и модели, наличия и характера технических повреждений, стоимости ТС и отдельных деталей, узлов, агрегатов, стоимости восстановительного ремонта и утраты товарной стоимости ТС.

Типовыми вопросами судебной автотехнической экспертизы по специальности 13.4 являются:

1) Установление величины эксплуатационного износа ТС, его деталей, узлов, агрегатов;

2) Установление стоимости восстановительного ремонта ТС (в том числе с учетом износа);

3) Установление величины утраты товарной стоимости ТС;

4) Установление стоимости годных остатков ТС;

5) Установление рыночной стоимости ТС и отдельных деталей, узлов, агрегатов;

6) Установление перечня, характера и причин возникновения технических повреждений, полученных в рассматриваемом ДТП.

Консультацию по данному виду экспертизы можно получить у Закарян Карен Михайлович, Тимербаев Эдуард Валериевич по тел. 248-74-35.