Психологическая экспертиза

Психологическая экспертиза

Судебная психологическая экспертиза (далее по тексту СПЭ) - одна из форм практического применения специальных психологических знаний в уголовном и гражданском процессе.

Основным объектом судебной психологической экспертизы является психическая деятельность субъекта правовых отношений (подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, истца, ответчика, пр.), т.е. психическая деятельность лица в юридически значимых ситуациях.

Используя разделение судебной психологической экспертизы по категории объекта, выделяют:

- экспертизу живых лиц (в ней – экспертизу взрослого человека, несовершеннолетнего 12-18 лет, ребенка, лица престарелого или старого возраста) – предполагающую очное обследование лица;

- экспертизу заочную, проводимую в отсутствие лица, либо в отношении умершего лица (называемую посмертной);

- экспертизу вещественных доказательств (текстов, видео, аудиозаписей).

Виды судебной психологической экспертизы по уголовным делам:

1. Экспертиза в отношении несовершеннолетних обвиняемых

Назначается в случаях, когда несовершеннолетний выявляет признаки не связанного с психическим заболеванием отставания в психическом развитии, выделяется среди сверстников невысоким развитием интеллекта, примитивностью, совершает неадекватные поступки, подвержен влиянию со стороны окружающих, поведение в криминальной ситуации не соответствует целям и т.п. Проведение данного вида экспертизы возможно только при наличии заключения или справки психиатра о том, что несовершеннолетний психическим расстройством не страдает и на учёте у психиатра не находится.

Типовые задачи (вопросы):

1. Имеются ли у несовершеннолетнего признаки не связанного с психическим расстройством отставания в психическом развитии? Если да, то в чем они выражаются?

2. Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего обвиняемого и конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий?

3. Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего и конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере руководить своими действиями?

2. Экспертиза в отношении свидетелей и потерпевших

Проводится в тех случаях, когда нужно констатировать психическое состояние лица на предмет его способности правильно (адекватно) воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них правильные показания. Эксперт не оценивает достоверность показаний, а решает вопрос об объективной возможности того или иного лица адекватно отражать факты, интересующие органы следствия.

Типовые задачи (вопросы):

1. Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) признаки отставания в психическом развитии, существенно влияющие на способность правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить информацию?

2. Учитывая особенности психической деятельности свидетеля (потерпевшего), его состояние в период восприятия интересующих следствие событий и конкретные условия восприятия, мог ли он правильно воспринимать обстоятельства дела?

3. Мог ли свидетель (потерпевший) давать правильные показания об интересующих следствие обстоятельствах?

4. Способен ли свидетель (потерпевший) давать показания в настоящее время?

5. Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) какие-либо индивидуально-психологические особенности (напр., повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, зависимость и др.), которые могли существенно повлиять на его способность правильно воспринимать обстоятельства, запоминать и давать правильные показания?

3. Экспертиза в отношении потерпевших по делам о сексуальных преступлениях (ст. 131, 132 УК РФ)

Основаниями для назначения данной экспертизы могут быть: 1) малолетний возраст потерпевших (до 14 лет или несовершеннолетие, т.е. 14–18 лет); 2) противоречивость и непоследовательность показаний; 3) сведения о пассивном и неадекватном поведении потерпевших в отсутствие явного насилия и угроз со стороны обвиняемого и т.д.

Типовые задачи (вопросы):

1. Учитывая уровень психического развития, возрастные и индивидуально-психологические особенности, могла ли потерпевшая (потерпевший) понимать характер и значение совершаемых в отношении нее (него) действий и оказывать сопротивление в криминальной ситуации?

2. Могла ли она (он) по своему психическому состоянию правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать показания?

4. Экспертиза аффекта и иных эмоциональных состояний (ст. 107, 113 УК РФ)

Проводится для судебного установления состояния аффекта (сильного душевного волнения) обвиняемого в момент совершения преступления.

Типовые задачи (вопросы):

1. Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?

2. Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого ему деяния в каком-либо эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?

3. Мог ли обвиняемый, с учетом его эмоционального состояния, в период совершения инкриминируемого ему деяния адекватно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?

5. Экспертиза по фактам гибели (самоубийства)

Назначается в случаях, когда нужно установить наличие у суицидента в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству, а также выявление причин этого состояния.

Типовые задачи (вопросы):

1. В каком психическом состоянии находился подэкспертный в период, предшествовавший самоубийству?

2. Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого (указать: изнасилование или такие действия, которые квалифицируются как угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение

человеческого достоинства) и возникновением и развитием психического состояния потерпевшего в период, предшествовавший самоубийству?

6. Экспертиза индивидуально-психологических особенностей (ст. 60 УК РФ)

Подобная экспертиза проводится в тех случаях, когда следствию (суду) необходим «психологический портрет» обвиняемого, информация о механизмах поведения обвиняемого, психологических мотивах его противоправных поступков (действий).

Типовые задачи (вопросы):

1. Каковы индивидуально-психологические особенности обвиняемого (подсудимого)?

2. Могли ли индивидуально-психологические особенности обвиняемого оказать существенное влияние на его поведение во время совершения инкриминируемого ему деяния?

3. Имеются ли у обвиняемого такие индивидуально-психологические особенности, как … (перечисляются интересующие судебно-следственные органы особенности личности обвиняемого, например, повышенная враждебность, агрессивность, возбудимость, внушаемость, подчиняемость?

7. Дела, связанные с противодействием экстремизму и терроризму.

Когда при расследовании или судебном разбирательстве дел, связанных с противодействием экстремизму и терроризму, возникает необходимость установить факты, связанные с содержанием и направленностью материалов, назначается комплексная психолого-лингвистическая экспертиза.

Такая экспертиза может быть назначена по разным категориям дел: по статье 280 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»), ст. 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»); по гражданским делам в связи с применением Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ; по арбитражным делам в связи с оспариванием юридическими лицами различных предписаний и предупреждений, выносимых федеральными службами.

Правовая оценка деяния, то есть установление того, является ли значение «экстремистским», не входит в компетенцию эксперта.

В рамках психолого-лингвистической экспертизы по делам, связанным с противодействием экстремизму и терроризму, решаются следующие вопросы:

1. Содержатся ли в материале лингвистические и психологические признаки побуждения (в том числе призыва) к каким-либо действиям (в том числе насильственным, дискриминационным) против какой-либо группы, выделенной по национальному, религиозному, социальному и другим признакам, или ее представителей?

2. Содержатся ли в материале лингвистические и психологические признаки побуждения (в том числе призыва) к каким-либо разрушительным действиям?

3. Содержатся ли в материале лингвистические и психологические признаки пропаганды исключительности, превосходства, неполноценности человека по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии?

4. Содержатся ли в материале лингвистические и психологические признаки оправдания каких-либо действий (в том числе насильственных) против какой-либо группы, выделенной по национальному, религиозному и другим признакам, или против представителей такой группы?

5. Содержатся ли в материале лингвистические и психологические признаки унижения человеческого достоинства по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии?

6. Содержатся ли в материале лингвистические и психологические признаки возбуждения вражды, ненависти (розни) по отношению к группе лиц, выделяемой по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии?

7. Содержатся ли в материале лингвистические и психологические признаки угрозы совершения каких-либо насильственных, разрушительных действий?

8. Содержатся ли в материале лингвистические и психологические признаки обвинения автором какого-либо лица в совершении каких-либо противоправных действий?

Виды судебной психологической экспертизы по гражданским делам:

1. Экспертиза способности дееспособного гражданина понимать значение своих действий или руководить ими при совершении сделки – для квалификации ст. 177 ГК РФ, а также экспертиза других видов «порока воли» при совершении сделки – для квалификации ст. 178, 179 ГК РФ.

Типовые задачи (вопросы):

1. Имеются ли у подэкспертного изменения психической деятельности, наступившие после действий причинителя вреда, каков их характер и в чем они выражаются?

2. Каковы степень, глубина, длительность изменений психической деятельности подэкспертного?

3. Имеются ли у подэкспертного индивидуально-психологические особенности, которые могли увеличить глубину и длительность субъективного переживания исследуемых событий?

4. Существует ли причинно-следственная связь между состоянием потерпевшего (изменением его психического благополучия) и действиями виновного?

При рассмотрении данной категории дел возможно назначение посмертной экспертизы. Но для этого в материалах дела необходимо иметь большой объем информации о жизни и поведении умершего в период совершения сделки.

2. Экспертиза по спорам, связанным с защитой интересов ребенка и правом на воспитание ребенка при раздельном проживании родителей – для квалификации ст. 24, 65 Семейного кодекса РФ.

За пределы научной компетенции психолога выходит следующее:

- использование психиатрической терминологии при описании состояния, указание на психическое расстройство;

- выполнение несвойственных эксперту функций (например, решение вопроса о порядке общения с отдельно проживающим родителем, жесткие рекомендации, по каким дням недели и в какие часы, например, отец должен общаться с ребенком, в какое время ездить на отдых и т. п.);

- нарушение прав детей и родителей (рекомендации прекратить общение с кем-то из родителей).

- вопрос о неких перспективах, возможностях развития ребенка, динамики его состояния при проживании его у определенного родителя не имеет экспертного решения, поскольку не существуют и не могут существовать экспертной методики, позволяющей учесть все существующие и возможные факторы.

Типовые задачи (вопросы):

1. Каковы индивидуально-психологические особенности ребёнка? Каковы уровень и особенности психического развития ребёнка?

2. Каковы индивидуально-психологические особенности отца (матери)?

3. Каково действительное отношение и привязанность ребенка к каждому из родителей (другим членам семьи)?

4. Каково действительное отношение и привязанность каждого из родителей (другого члена семьи) к ребенку?

5. Могут ли особенности психического состояния, индивидуально-психологические особенности отца (матери, другого фактического воспитателя) оказать негативное влияние на психическое состояние и психическое развитие ребёнка (в условиях совместного проживания, определенных условиях участия родителя в воспитании)?

6. Принимая во внимание уровень развития и психическое состояние ребенка, могут ли особенности взаимоотношений родителей, их системы ценностей, стилей воспитания, привязанностей оказать негативное влияние на психическое состояние и психическое развитие ребенка в условиях совместного проживания с каждым из родителей (определенных условиях участия родителя в воспитании)?

3. Экспертиза по делам, связанным с компенсацией морального вреда - для квалификации ст. 151 ГК РФ.

Типовые задачи (вопросы):

1. Имеются ли у подэкспертного изменения психической деятельности, наступившие после действий причинителя вреда, каков их характер и в чем они выражаются?

2. Каковы степень, глубина, длительность изменений психической деятельности подэкспертного?

3. Имеются ли у подэкспертного индивидуально-психологические особенности, которые могли увеличить глубину и длительность субъективного переживания исследуемых событий?

4. Существует ли причинно-следственная связь между состоянием потерпевшего (изменением его психического благополучия) и действиями виновного?

Консультацию по данному виду экспертизы можно получить у Александровой Анны Александровны по тел. 248-74-11.